главная емайл

назад

 

УДК 338.432

Лагутин Владимир Викторович, Морев Игорь Александрович

Lagutin Vladimir Viktorovich, Morev Igor Aleksandrovich

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ «ДИПЛОМАТИЯ ПОД ПАРУСАМИ»

FORMATION OF THE GEOGRAPHICAL THINKING THROUGH THE AUTHOR`S PROJECT «DIPLOMACY UNDER SAILS»

     В статье идёт речь об авторском проекте «Дипломатия под парусами», целью которого является подготовка отечественных специалистов для дипломатической работы, обладающих географическим мышлением. Сегодня в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире перед современной российской школой стоит ответственная задача – подготовить и выпустить в свет лидеров, способных творчески мыслить, быстро принимать правильные решения и быть готовыми повести за собой молодёжь.

     The article describes the author's project "Diplomacy under sails", the purpose of which is the preparation of highly qualified Russian specialists for diplomatic work with geographical thinking. Today, in a high-tech and rapidly changing world, the modern Russian school faces the important task of preparing future leaders who are able to think creatively, making quick decisions and be ready to lead young people.

     Ключевые слова: Народная дипломатия, барк «Крузенштерн», географическая культура, географическое мышление, менеджмент международных связей.

     Key words: Public diplomacy, bark «Kruzenstern», geographical culture, geographical thinking, management of international relations.

     Устанавливать мирные международные отношения призваны официальные представители МИД России. Народная дипломатия является дополнением к официальной дипломатии.

     Особая роль «народной дипломатии» заключается в том, чтобы люди в разных уголках мира получили больше объективной информации о России, путем диалога.

     Народная дипломатия представляет комплексное, многогранное явление в современных международных отношениях и включает в свою программу многие арт-проекты молодых художников из разных стран мира, которые через свои художественные образы и картины передают мир и дружбу народов.

     В современной международной политике «народная дипломатия» занимает весьма важную роль.

     Для более детального изучения феномена «народной дипломатии» рассмотрим исторические аспекты народной дипломатии.

     До 1917 года в России можно отметить существование народной дипломатии в двух её разновидностях — религиозное паломничество и путешествия. Религиозное паломничество стало весьма распространенным общественным явлением. Например, «Императорское Православное Палестинское Общество» сегодня - это всемирно известная российская организация, которую можно справедливо считать первым международным гуманитарным проектом России, открывшим историю народной дипломатии в формате «ИППО» указом Императора Александра III от 21 мая 1882 года в г. Санкт – Петербурге. Основателем и председателем «ИППО» был Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Его участники созидали русское православное присутствие в Библейском регионе и несли свет надежды христианским народам Восточного Средиземноморья. Впоследствии паломничество по святым местам стало весьма распространенным явлением.

     В 1960-1980-х гг. термин «народная дипломатия» получила распространение в общественно-политическом движении у студентов и молодёжи РСФСР и СССР. Это направление было поддержано в идеологии советской официальной политике. Были созданы общественные движения, городов-побратимов, проводился обмен делегациями между городами и странами .

     Вторая половина 80-х г. XX века ознаменовалась созданием неформальных общественных молодёжных объединений и движений, которые действовали вне рамок официальных структур, опираясь на инициативу самих граждан и не претендуя на официальный статус. Их деятельность носила в основном культурно-просветительский характер. Особо важное значение имело развитие школьного и студенческого движения народной дипломатии в СССР.

     В преддверии 80-летия Дипломатической академии МИД РФ в морском порту олимпийского Сочи на учебно-парусном судне «Крузенштерн» при поддержке ректора Дипломатической академии МИД России Е.П. Бажанова были проведены переговоры с участием ректора Калининградского государственного технического университета В.А.Волкогона, капитана-наставника УПС «Крузенштерн» М.В. Новикова, представителя Ассоциации Российских Дипломатов МИД РФ по ЮФО В.В. Лагутина. В результате переговоров было принято решение о создании на базе учебно-парусного судна барк «Крузенштерн» спецкурса «Менеджмент международных связей» и достигнуто межвузовское соглашение о сотрудничестве.

     Научиться всем тонкостям дипломатического этикета теперь можно с помощью проекта «Дипломатия под парусами». Лекции, мастер-классы, тренинги по специальному курсу «Народная дипломатия» и «Менеджмент международных связей» будут тесно переплетаться с тематическим планом курса учебного пособия В. Лагутина и Э. Соловьёва «Дипломатия и дипломаты. Протокол и этикет: дипломатический, деловой, церковный, воинский, общегражданский».  Эта книга раскрывает сферы дипломатической жизни современного человека: вежливость и учтивость, дресс-код, правила делового общения, национальные особенности ведения переговоров, тонкости психологии в дипломатической профессии.  [3].

     В проекте видное место займет программа, развивающая географическое мышление. В это понятие Н.Н. Баранский вкладывал два основных признака: «Географическое мышление – мышление, привязанное к территории, кладущее своё суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли» [4].

     В качестве главных направлений географического мышления выделяются следующие:

а) усиление системности в осмыслении географических явлений и процессов;

б) усиление динамической и исторической направленности географического мышления;

в)  повышение точности и логической стройности географического мышления.

     Географическое мышление лежит в основе формирования географической культуры и является важнейшим качеством народного дипломата.

     Совершенно очевидно, что без знания географии и истории страны невозможно понять особенности этикета и протокола этой страны. Известный французский дипломат Жюль Камбон «Знать страну — значит проникнуться её духом».

     Сегодня России нужны миротворцы, способные вдохнуть в её культурно-историческое и дипломатическое наследие духовно-нравственную энергию созидания.

     Хотелось бы отметить, что курс дипломатического морского похода на барке «Крузенштерн» пройдёт через акватории Балтийского, Северного, Средиземного, Черного морей и Атлантического океана, с заходом в порты Европейского Союза и России. В  этих странах послы доброй воли встретятся с сотрудниками российских посольств, представителями бизнес-сообществ, торговых палат этих стран, СМИ, общественными организациями. Такие встречи предоставят возможность на практике применить полученные навыки в сфере дипломатического этикета.

     Совершенно очевидно, что успешная работа народных дипломатов будет зависеть от географических знаний территорий, по которым проложен путь миротворческой экспедиции.

     Как известно, Крузенштерн И.Ф. был директором Морского кадетского корпуса, создал Высшие Офицерские классы, впоследствии преобразованные в Военно-Морскую Академию. Он отменил в корпусе телесные наказания, ввел новые дисциплины, основал музей корпуса с моделями кораблей и обсерваторию. В память о деятельности Крузенштерна в Морском кадетском корпусе сохранен его кабинет.

     Морской поход посвящён 200-летию брига «Феникс», на котором в 1817 году первыми посланниками народной дипломатии стали 12 лучших воспитанников Морского кадетского корпуса Санкт-Петербурга. В их числе известные исторические личности: П. Нахимов, В. Даль, И. Бутинёв, А. Рыкачев, Д. Завалишин, П. Новосильский, С. Лихонин и другие.

     20 мая 1817 г. на борт российского военно-морского брига «Феникс» поднялись 12 лучших воспитанников Морского кадетского корпуса, которым, согласно предписанию Морского министра, предстояло «обозреть… балтийские наши порты и приобресть сколько можно более практических познаний». Наряду с посещением Ревельского, Свеаборгского, Балтийского, Роченсальмского (Котка) и Рижского портов, бриг должен был нанести дружественные визиты в порты Швеции и в столицу Датского королевства – Копенгаген, где им надлежало увидеть «все, заслуживающее внимание», руководствуясь указаниями российских посланников и своего наставника – преподавателя Корпуса лейтенанта Сергея Александровича Ширинского-Шихматова. Во время этого плавания каждый гардемарин вёл журнал – своеобразный отчёт о практическом плавании, который затем необходимо было представить непосредственно Морскому министру.

     Можно полагать, что гардемарины обладали не только знаниями по навигации, но имели обширные знания по географии и историй тех стран, в которых они бывали. Зная традиции и обычаи народов и применяя искусство дипломатии, они добивались удивительных результатов в решении сложных международных вопросов.

     Путешествие помогло юным гардемаринам получить бесценный жизненный опыт, который помог им внести огромный вклад в развитие нашего государства.

     Владимир Даль - автор знаменитого словаря, который по современным меркам составить под силу целому институту. Поход на «Фениксе» был для него настоящей школой жизни, оставив закалку духа на всю жизнь.

     Адмирал Павел Нахимов – блестящий морской офицер, под командованием которого русские моряки неоднократно побеждали превосходящего по численности противника.

     Дмитрий Завалишин – участник кругосветного плавания в 1822-1824 годах под командованием известного русского флотоводца адмирала Михаила Лазарева. 

     Наставниками кадетов в морском деле явились Павел Афанасьевич Дохтуров и Мардарий Васильевич Милюков – настоящие боевые офицеры. К началу Отечественной войны 1812 г. Дохтуров стал капитаном одного из лучших кораблей русского флота – брига «Феникс», на котором несколько лет бороздил воды Балтики, неся дозорную службу, следя за противником, принимая участие в блокаде портов и крепостей. В 1816 г. грудь Павла Дохтурова украсил орден Св. Георгия IV степени за 18 кампаний на море. Мардарий Милюков, успевший отличиться в схватках с французами у берегов Бразилии, получил орден Св. Георгия IV степени ещё раньше – за храбрость и мужество, проявленные в действиях канонерских лодок против французов в 1812 г. Мардарий Васильевич, считавшийся на флоте первым знатоком морского дела, обнаружил недюжинный педагогический талант и сумел завоевать любовь и уважение гардемарин. Характерно признание Дмитрия Завалишина: «Ему я обязан не только своими основательными морскими познаниями, но и привычкою к самостоятельности в действии и бесстрашием в принятии на себя самой опасной ответственности, когда обстоятельства того требовали…».

     Не меньшим авторитетом пользовался приставленный к гардемаринам Сергей Александрович Ширинский-Шихматов. Нравственные качества его были исключительно высоки. В период службы в Морском корпусе он вёл в буквальном смысле слова монашеский образ жизни, а большую часть своего денежного содержания отдавал на благотворительные дела. Для своего времени Ширинский-Шихматов получил отличное образование, свободно владел языками: старославянским, тремя иностранными и обоими классическими – латинским и греческим. Не зря он в своё время получил приглашение стать одним из преподавателей знаменитого Царскосельского лицея. За успехи в литературной деятельности Сергею Александровичу в 1809 г. было присвоено звание действительного члена Императорской Академии наук. И всё-таки наибольшую известность Ширинский-Шихматов обрёл на духовном поприще. В 1827 г. Сергей Александрович оставил военную службу и вскоре принял монашество, а после паломничества в Иерусалим прибыл на Афон и поселился в Ильинском скиту. С именем иеромонаха Аникиты, принятым Ширинским-Шихматовым при пострижении, связывают возрождение русского монашества на Святой Горе. Всего лишь год довелось ему исполнять обязанности настоятеля русской посольской церкви в Афинах. За это время он успел снискать глубокую любовь прихожан, многие из которых почитали его святым. Прах русского князя-монаха покоится теперь в стене одного из афонских монастырей.

     Народные дипломаты посетят российские посольства и консульства, проведут встречи с зарубежными соотечественниками и общественными деятелями, объединёнными общей идеей по созданию телекоммуникационных представительств «Народный дипломат».

     Таким образом, народная дипломатия в данном проекте неразрывно связана с ещё одним направлением дипломатии «цифровая дипломатия» [1].

     Главные цели цифровой дипломатии – продвижение внешнеполитических интересов, информационное освещение через Интернет-телевидение, социальные сети и мобильные телефоны, направленные на массовое сознание и политические элиты.

     Отметим, что цифровая дипломатия проводится с опорой на крупные компании Интернет-индустрии. В качестве примера можно привести компанию Google. Цифровая дипломатия – лишь инструмент. Одним из наиболее перспективных направлений российской цифровой дипломатии представляется вовлечение технологического российского бизнеса в реализацию публичной дипломатии. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Примером может служить успешный опыт поисковой компании Яндекс, которая в настоящее время обрабатывает большую часть запросов русскоязычного Интернета, социальной сети в контакте, популярной не только в России, но и в странах СНГ. Значительный вклад в формирование позитивного образа российской политики и дипломатии вносят телеканалы «Первый канал» и «Russia Today», вещающие также и в цифровом пространстве. Созданы блоги российских государственных чиновников и дипломатов на русском и английском языках. Компании Рунета могут быть задействованы в российской цифровой дипломатии в целях популяризации русского языка и культуры, налаживания информационного взаимодействия с русскоязычной диаспорой, донесения российского видения международных проблем до глобальной аудитории.

     В заключении отметим, что суть проекта «Дипломатия под парусами» состоит в том, чтобы выявить и подготовить народных дипломатов с развитым природным даром к дипломатической работе, определить их способности реально оценивать политическую обстановку и научить их выстраивать общение с использованием всех современных средств телекоммуникации и сетевого общения. По завершении морского похода участники получат диплом “Народный дипломат России” и рекомендации на должность “Почётного консула“.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет-сайт «Дипломатия под парусами». URL: http://diplomat2014.ru

2. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 3. С. 109–122.

3. Соловьев Э.Я., Лагутин В.В. Деловой протокол и этикет Ставрополь: АГРУС, 2013. 199 с. УДК 395 ББК 87.774Д60 Дипломатия и дипломаты. Протокол и этикет : дипломатический , деловой , церковный , воинский , общегражданский . Ставрополь ; Бюро новостей,2015 .326 с.

4. Баранский Н.Н. Избранные произведения. М: Мысль ,1980. 415 с.

 

 

     

Copyright © 2006-2019. Вымпел. 
Все права защищены.

Создание сайта Студия ОЛЛ