главная емайл

ИППО статьи и публикации - Сохранить добрые традиции

СОХРАНИТЬ ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ

В июне 2012 года в Москве будет отмечаться 130-я годовщина создания Императорского Православного Палестинского Общества. В Манеже будет открыта юбилейная выставка рассказывающая о создании и истории ИППО. В настоящее время общество имеет 18 отделений, последнее из которых на территории России было создано в г.Сочи в мае 2012 г. На должность председателя был избран известный общественный деятель Лагутин Владимир Викторович, представитель Дипломатической академии МИД России в Южном федеральном округе.

Владимир Викторович – автор проекта «Православные иконы Олимпийского пути».

Обсуждение данного проекта проходило в мае 2012 г. в рамках заседания президиума регионального отделения Международной Общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество»2.

В ходе дискуссий были отмечены значимость данного просветительского начинания и его актуальность, а также внесены предложения по формированию концептуального подхода в реализации данного проекта: от Святого равноапостольного Великого Князя Владимира – Крестителя Руси – к становлению и утверждению Великой России, которое стало возможным благодаря данному свыше благословению и героическим усилиям Великих Русских Святых.

Из истории Российского государства известно, что иконы благотворно воздействуют не только на духовные, но и на физические силы человека. За каждой иконой стоят образы Святых Отцов, совершивших подвиги ценой своей жизни, сохранивших сопричастность к великим истокам нравственности, а затем канонизированных Матерью Церковью. По дороге к местам спортивных соревнований иконы, несомненно, окажут чудотворное влияние на поднятие спортивного духа олимпийцев нашей страны.

Художественный замысел инновационного предложения заключается в следующем: совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер-горноклиматический курорт «Альпика Сервис» своими тоннельными порталами проходит через шесть горных массивов. Православные иконы в киотах будут находиться над их входами и выходами.

Внимание России к Ближнему Востоку и библейским местам в Палестине не было случайным и объясняется рядом факторов. Захват турками в 1453 году столицы Византии Царьграда, или Константинополя, привел к резкому ослаблению православной церкви восточной традиции. Император Константин XII был убит в схватке с турками, а его брат Фома Палеолог, ставший законным наследником престола, уехал в Рим и там проживал на положении почетного беженца. С ним были двое сыновей, Андрей и Мануил, и дочь Зоя, которая в 1472 году стала под именем Софьи женой великого московского князя Ивана III. С тех пор все московские князья и русские цари считали себя законными наследниками Византии и на этом основании выступали как защитники христиан православной церкви в границах Османской империи.

Православие прочно вошло в повседневную жизнь русского народа и с X века стало официальной религией Российского государства. Русская культура неотделима от православия, ее связывают с Иерусалимом, со Святой землей незримые духовные узы, поскольку явление Христа и принятие христианства на Руси оказало определяющее влияние на формирование российской цивилизации. Поэтому в русской душе и русском восприятии мира Палестина и Иерусалим заняли важное сакральное место, а храм Гроба Господня в Восточном Иерусалиме считается литургическим центром православия, «пупом Земли». Более того, с XIVвека во всех православных церквах России принят в богослужении Иерусалимский устав. Еще одним свидетельством наших духовных связей со Святой землей является то обстоятельство, что старейшая из сохранившихся славянских рукописей – «Киевские глаголические листки» X в. найдена архимандритом Антонином Капустиным в одном из древнехранилищ Иерусалима. Он выкупил эту рукопись и подарил ее Киевской духовной академии, в которой учился.

Вот почему со времени падения Константинополя Русская православная церковь официально поддерживала и распространяла идею о провиденциальной роли русского народа в освобождении христиан, живущих в границах Османской империи. Отпуская из Москвы антиохийского патриарха Макария, царь Алексей Михайлович говорил окружающим его боярам: «Молю бога, прежде чем умру, видеть патриарха Макария в числе четырех патриархов, служащих в святой Софии (т.е. храме св.Софии в бывшем Царьграде. – О.П.) и нашего пятым вместе с ним». Царь часто принимал греческих купцов, прибывавших с товарами в Москву, и просил их передать священникам и монахам его просьбу помолиться за него. Об этом сообщал архидиакон Павел Алеппский, неоднократно бывавший при дворе московского царя. Об усилении связи греческой церкви с Москвой свидетельствует и тот факт, что в суде над старообрядцами принимали участие православные патриархи греки Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский и их помощники – газский митрополит ПаисийЛигарид и афонский архимандрит Дионисий. Под их влиянием собор 1667 года признал старообрядцев еретиками.

Восточные православные патриархи, попавшие в тяжелое положение в связи с турецким господством, всячески побуждали русское духовенство взять на себя роль защитников вселенской церкви и ее святынь на территории палестины. Иерусалимский патриарх Паисий в 1649 году высказал царю пожелания, чтобы «бог сподобил его наследовать престол царя Константина». С момента падения Царьграда на Руси официальной властью и Русской Православной Церковью утверждался тезис о том, что подлинной и единственной хранительницей христианского благочестия является Русская Православная Церковь, что Москва – «третий Рим», наследник Рима первого и Рима второго – Царьграда, которого бог наказал за отступничество от истинной веры и отдал «во власть неверных», и что «четвертому Риму не бывать». Естественно, что в этом направлении развивалась – при финансовой и политической поддержке официальных властей – миссионерская деятельности Русской Православной Церкви. Первая русская духовная миссия в Иерусалиме для обсуждения паломников из России была основана в 1847 году. В следующем, 1848 году идею создания всероссийского неправительственного Палестинского комитета для поддержания православия в Сирии и Палестине высказывали знатные путешественники А.С.Норов, А.Н.Муравьев и др. Любопытно отметить, что министерство иностранных дел Российской империи «питало опасения», по словам известного русского арабиста А.Е.Крымского, что действия общественного Палестинского комитета могут пойти вразрез с действиями и намерениями официальных русских дипломатических представителей на Ближнем Востоке и породят путаницу и неразбериху. Поэтому поданная царю Николаю Iходатайственная записка архимандрита Порфирия, начальникаРусской духовной миссии в Иерусалиме в то время, была отклонена царем с рекомендацией обдумать эту идею.

Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов лишило Россию монопольного «права» защиты христиан в границах Османской империи. Это право получили вместе с Россией ее победители, и в Палестину началось активное проникновение католических и протестантских миссионеров.

Однако Россия не желала отставать от своих соперников. И в конце 50-х годов прошлого века уехавшая во время войны русская духовная миссия в Иерусалиме вновь появилась на политической арене и попыталась развернуть свою деятельность как в самой Палестине, так и в соседних Сирии, Ливане и Египте. Но деятельность русской миссии натолкнулась на противодействие греческих монахов, которые в период ее отсутствия смогли укрепить свои позиции среди местной христианской паствы. Тем не менее при активной поддержке царя Александра II был все же создан Палестинский комитет, который занялся благотворительной деятельностью, скупал земли и строил на них церкви, больницы и приюты для русских паломников и местных православных арабов. Именно в этот период был приобретен престижный участок земли на Оливковой горе в Иерусалиме, где на личные средства императора Александра II в честь его жены Марии Александровны была построена восьмиглавая, в московском стиле церковь Марии Магдалины и высокая звонница, именуемая и сегодня «Русской свечой». Примерно в это же время стала действовать и Палестинская комиссия, работа которой была в основном связана с научным изучением Палестины и сопредельных стран.

В 1881 году «Святую землю» посетили великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович. Ознакомившись на месте с деятельностью «русских палестинцев» и активностью католической и протестантской миссий, великие князья, особенно Сергей Александрович, активно поддержали создание единого частного общества. С их помощью удалось вопреки точке зрения министерства иностранных дел России в мае 1882 года создать Православное палестинское общество. Протокол первого общего собрания 21 мая 1882 г. гласил: «Православное Палестинское Общество, по получении утвержденного 8 мая сего года устава Общества, с позволения Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича, изъявившего согласие свое на принятие звания председателя Общества, поставило: 21 мая сего года, в 2 часа дня, открыть свои действия, о чем были предварительно уведомлены все члены – учредители Общества».

Среди учредителей общества были семь членов дома Романовых, а также известные политические и религиозные деятели и деятели русской культуры. В числе учредителей общества можно назвать В.Н.Хитрово, который считается главным вдохновителем и организатором общества, профессоров В.Г.Василевского, А.А.Дмитриевского, И.Е.Троицкого, поэта и драматурга Т.И.Филиппова, археолога М.А. Веневитинова, историков Д.Ф.Кобеко и А.А.Олясницкого, путешественника и врача В.А.Елисеева, представителей аристократических кругов – герцога Е.М.Лейхтенберга, принцев А.П.Ольденбурга и К.П. Ольденбурга, князя В.А.Долгорукова, графа Н.П.Игнатьева, графа Е.В.Путятина и др. Общество приняло в качестве своей эмблемы изображение креста с овалом в центре, по периметру которого написаны слова «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». В центре овала буквы Х.Р. и греческие буквы альфа и омега – «начало и конец».

Любопытно отметить, что министерство иностранных дел России и на этот раз прохладно встретило рождение нового общества, поглотившего Палестинскую миссию и Палестинский комитет. Ни русский консул, ни патриархия в Иерусалиме по дипломатическим соображениям не взяли на себя смелость поздравить Общество, даже при его столь именитом составе. Только архимандрит Антонин, Каспутин, начальник русской духовной миссии, послал приветственную телеграмму в адрес председателя общества.

Архимандрит Антонин (Капустин) носил высокий духовный сан и был известен своими археологическими открытиями. В 1883 году он начал раскопки в 150 м. от храма Гроба господня на участке, в Восточном Иерусалиме где обнаружил остатки стен и колонн. Этот участок был приобретен впоследствии русской миссией и сейчас известен под название Александровского подворья и Русских раскопок. Там останавливались русские паломники высокого ранга.

Во время своей поездки в Иерусалим я посетил это подворье. Мне показали покрытый стеклом кусок скалы, бывший порог городских ворот, через который, по библейской легенде, был выведен за пределы города приговоренный к распятию Христос. По обычаю древних народов, смертную казнь приводили в исполнение за пределами городской черты. Поэтому можно предположить, что именно через эти ворота, ближе всего находившиеся к холму, называемому Голгофой, где был казнен Христос, выводили приговоренных к казни преступников. В стеклянных витринах маленького музея Александрийского подворья сложены тяжелые вериги, которые несли на себе во время «хождения в святую землю» русские паломники, а также вышитые бисером и жемчугом украшения, изготовленные монахинями. В подворье – картинная галерея, где есть полотна И.Е.Репина и других великих русских художников, а на стене укреплены мраморные доски с именами известных деятелей посещавших это подворье.

Палестинское общество, хотя оно считалось частным и находилось на первых порах в натянутых отношениях с министерством иностранных дел. Противоречия между церковниками и русской духовной миссией и российским консульством в Иерусалиме были известны в Санкт-Петербурге и естественно влияли на оценки и выработку наших подходов к Святой Земле. Об этом хорошо писал В.Н.Хитрово, справедливо считавшийся вдохновителем и идеологом российского проникновения в Палестину. «Главная особенность служения консула в Иерусалиме заключается в том, что это должно было быть именно служение. Иерусалим – писал Хитрово – это город или духовный или исторический, в нем живешь или религией или наукой. Поэтому консул не понимающий духовной или ученой жизни не сочувствующей ей, вводящий привычки европейских столиц становится аномалией и рознь между нашими духовными и светскими представителями является неизбежным последствием… Иерусалим существует только для духовной и ученой жизни»1.

Бюджет общества складывался из членских взносов по 25 руб. ежегодно с каждого члена. В 1895 году общество насчитывало 3400 членов. Но главным источником был кружечный сбор с русского народа по всем церквам Российской империи в вербную субботу и в вербное воскресенье, то есть в день празднования «входа господня в Иерусалим». Годичные расходы общества в 1895 году, по свидетельству А.Е.Крымского, составили 532945 золотых руб. Эта сумма тратилась довольно рационально, что опровергает утверждение, будто низкая культура русских церковников, их неумелая деятельность за рубежом до Октябрьской революции не оправдывала расходов на содержание духовных миссий за границей и других частных и государственных религиозных учреждений.

Деятельность общества до революции 1917 года развивалась по трем направлениям: организация паломничества русских богомольцев в Палестину. Благотворительная деятельность и научные исследования. Если говорить о первой задаче, то палестинское общество построило только в Иерусалиме русское подворье на 2 тыс. богомольцев. Их стекалось в Иерусалим ежегодно, особенно перед Пасхой до 10-15 тыс. человек. На поездку из Петербурга до Иерусалима и обратно каждый паломник платил 57 руб. и по 13 коп.в день за койку, за обед из двух блюд и чай. Такая поездка, безусловно, стоила дороже, но большие средства, которые стекались в Палестинское общество, давали возможность предоставлять дотацию паломникам. Среди паломников преобладали «серые мужики», А.В.Елисеев. Этот известный путешественник в 1884 году посетил в третий раз Палестину по заданию Палестинского общества, которое, по его словам, «озабочиваясь бытом и положением русских паломников в Святой земле, поручило мне посетить снова Палестину, пробыть там время самого горячего паломнического периода и изучить во всех деталях русское паломническое движение по святым местам Востока… Под видом простого серого паломника я сел в Одессе на пароход и через две недели высадился вместе с русскими богомольцами в Яффе» Отсюда Елисеев отправился в Иерусалим, Вифлеем и Назарет. Он проделал весь цикл паломничества в Святой земле, не только присматриваясь издали ко многим невзгодам, сыпавшимся на голову русских паломников в Палестине, но и испытывая их на собственной шкуре. Это дало ему возможность видеть, слышать и испытать гораздо более, чем другим высокопоставленным паломникам, даже обращавшим свое особенное внимание на любопытное движение русского паломничества, но не решившимся влезть в шкуру простого серого богомольца». А.В.Елисеев пишет, что, «посетив еще раз Палестину» через девять лет, я был приятно поражен благотворной деятельностью общества, уничтожившего или облегчившего многие нужды русского паломничества в святой земле».

Можно конечно, по-разному относится к такому явлению, как русское паломничество в Палестину, но отрицать, что Палестинское общество за мизерную плату позволяло простым людям России выполнить важный религиозный долг и христианскую обязанность, не приходится.

О просветительской роли Палестинского общества сказано и написано очень много. В 1912 году в Палестине, Сирии и Ливане работали 101 школа и две учительские семинарии с интернатами. Женская семинария находилась в Бейт-Джале (около Вифлеема), а мужская в Назарете. В женской семинарии готовившей учительниц для женских школ, работали выпускницы петербургской женской гимназии Стоюниной и курсов Лесгафта, которые отличались особо гуманным подходом к арабским девочкам. В мужской семинарии и в школах преподавали питомцы русских учительских институтов или выпускники Восточного факультета Петербургского университета и московского Лазаревского института восточных языков. Программа этих школ соответствовала программам светских школ России и включала русский, арабских литературный, греческий и французский языки, арифметику, географию, священную историю и закон божий. Палестинское общество создавало также бесплатные больницы, причем на службу принимались даже врачи окончившие медицинские факультеты протестантских и католических университетов.

В 1913 г. в столице Ливана Бейруте, входившим в библейский ареал Святой Земли был приобретен в районе Ашрафия участок земли для строительства здания русского университета. Начавшаяся мировая война помешала реализации этого проекта.

В Палестине не было русского высшего учебного заведения, хотя такие учебные заведения создавали протестант и католики. Лучшие ученики русских школ в Палестине выезжали в Россию для получения высшего образования. Арабские просветители, писатели и переводчики, окончившие русские школы, перевели на арабский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького и других русских писателей. В числе деятелей арабской интеллигенции, получивших образование в русских школах, можно назвать крупного ливанского писателя Михаила Нуайме, врача Адиба Хазина, литератора ТауфикаКезма, журналиста Салима Кубайни и др. Многие из них, приезжая в Россию, оседали здесь и принимали участие в подготовке русских и советских востоковедческих кадров. Можно в этой связи упомянуть учительницу назаретской женской школы Кульсум Оде, которая вышла замуж в 1914 году за русского морского офицера И.К.Васильева и взяла его фамилию. Клавдия Викторовна Оде-Васильева воспитала целое поколение советских арабистов. Ее воспоминания «Взгляд в прошлое», опубликованные в 1965 году, читаются с большим интересом.

Одну из своих задач общество видело в изучении истории Палестины и сопредельных стран. С этой целью оно привлекло крупных русских ученых – Н.А.Медникова, А.Цагарели, И.Ю.Крачковского, Н.Я.Марра и др. Общество издавало «Палестинский сборник». До Октябрьской революции было выпущено 62 таких сборника. Сегодня таких сборников вышло более 100.

Говоря о научной деятельности общества до 1917 года, мы всегда упоминаем работу Н.А.Медникова, автора четырехтомного труда «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов», вышедшего в свет в начале прошлого века Н.А.Медников работал над этим трудом по арабским источникам около пятнадцати лет, причем инициатива создания такого исследования принадлежала Палестинскому обществу и учителю Н.А.Медникова – В.Р.Розену. Одновременно Н.А.Медников совместно с И.П.Помяловским редактировал карты Палестины, читал лекции в научном кружке «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», разрабатывал учебные программы для русских школ в Палестине, Сирии и Ливане. Л.Каэтани, призванный авторитет в арабистике, считал, что работа Н.А.Медникова «представляет эпоху в изучении арабо-мусульманской истории».

В числе ученых, активно работающих в Палестинском обществе, следует назвать и академика И.Ю.Крачковского, который в 1915 году был избран членом общества и до своей смерти в 1951 году оставался его председателем. И.Ю.Крачковский занимался арабской литературой, а его книга «Над арабскими рукописями», выдержавшая четыре издания, для многих стала первым увлекательным открытием в мире арабистики. В Палестинском обществе активно работал и профессор Х.К.Баранов, автор первого фундаментального арабско-русского словаря, директор Государственного Эрмитажа покойный Борис Борисович Пиотровский.

* * *

Октябрьская революция 1917 года внесла существенные перемены в судьбу Палестинского общества. Оно утратило названия «императорское» и «православное» и стало именоваться Российским палестинским обществом (РПО). Советское правительство конфисковало все авуары общества в русских банках (около 300 тыс. золотых рублей), четырехэтажный дом в Петрограде, где размещались штаб-квартира общества и его библиотека. Сегодня можно поставить под сомнение целесообразность конфискации собственности Палестинского общества, которая приобреталась в основном в России и за ее пределами на собранные в церквах простыми русскими богомольцами пятаки и копейки. Ведь общество было прежде всего частным благотворительно-просветительным учреждением и не ставило целью извлечение прибыли.

Судьба зарубежных владений была также неопределенной. Уехавшие из Советской России эмигранты создали свою так называемую Карловацкую церковь и параллельное Палестинское общество, которые заявили о своих претензиях на имущество за рубежом. 29 августа 1919 г. Советское правительство включило РПО в систему Академии наук России. Была признана юридическая правопреемственность РПО на всю собственность, научную и просветительскую деятельность Палестинского общества на территории СССР и за границей. 9 декабря 1922 г. ГланаукаНаркомпроса РСФСР утвердила первый после революции его Устав.

После Октябрьской революции РПО лишилось финансовой поддержки Русской православной церкви, прекратило свою благотворительную и просветительскую деятельность за рубежом и организацию паломничества русских богомольцев в Палестину.Включение в систему Академии наук СССР, привело к тому, что работа членов РПО была в основном ориентирована на изучение истории Палестины и древних цивилизаций Ближнего Востока.

Возникновение Государства Израиль внесло новые моменты в научную деятельность общества. Агрессивный курс правящих кругов Израиля в отношении арабских соседей, отказ палестинским арабам в праве на самоопределение и поддержка СССР справедливого дела арабского народа Палестины привели к тому, что в РПО появилась большая группа ученых, которые специализируются на современной проблематике Ближнего Востока, различных аспектах арабо-израильского конфликта и ближневосточного урегулирования.

Признавая в целом правомерность углубленного изучения проблем современного мира, и в частности палестинской проблемы, мы вместе с тем не считаем возможным ограничиваться только современностью. Члены РПО, особенно объединенные в Санкт-Петербургском отделении, специализируются преимущественно по проблемам древних цивилизаций Ближнего Востока, ислама и средневековой арабской истории.

Поэтому, как мне представляется, научная деятельность Палестинского Общества должна развиваться в двух направлениях: изучение современных проблем исторической Палестины, включая Израиль, и изучение древнего мира и арабского средневековья. Мне хотелось бы подчеркнуть, что издаваемый РПО «Палестинский сборник» является по сути дела, единственным регулярным изданием в Советском Союзе, посвященным проблемам классического древнего мира. Он пользуется большим авторитетом у востоковедов и специалистов в области древней и средневековой истории и литературы народов Ближнего Востока и сопредельных стран. Этим в значительной мере мы обязаны академику Б.Б.Пиотровскому, возглавившему несколько лет редакционную коллегию нашего сборника.

Не скрою, ряд членов нашего общества с определенным скептицизмом относятся к стремлению продолжить углубленное изучение древнего мира и средневековья и публикацию таки, например, статей, как статья П.В.Ерншредта «Семантический антропоморфизм в словарных египтизмах греческого языка», или статья А.А.Алексеева «”Песнь песней”» по русскому списку XVI века в переводе с древнееврейского оригинала», тем более что тематика таких статей выходи за всякие рамки палестинской проблематики. Академик Б.Б.Пиатровский считал важным изучение древних цивилизаций Ближнего Востока даже за пределами библейского ареала. По словам, академика, мы, советские и российские ученые, должны знать древнюю историю, то есть детство и отрочество мирового сообщества, особенно такого района, как Ближний Восток.

Интерес к детству рода человеческого, к древней истории человеческой цивилизации и ее региональным очагам сохраняется и сегодня. Достаточно вспомнить с каким любопытством мы смотрим передачи о новых открытиях зарубежных археологов в Египте, и в частности в исследовании пирамид Хеопса в Гизе. Поэтому будет логично, если ИППО будет совмещать изучение современности и древности и публиковать труды своих членов на страницах «Палестинского сборника» и других изданий.

Перестройка нашего общества, демократизация и гласность открыли перед РПО широкие возможности активизировать свою деятельность. Мы планировали расширить контакты с научными и общественно-культурными учреждениями и организациями в Советском Союзе и за рубежом, в том числе и в Израиле, для выполнения совместных научно-исследовательских программ, проведения конференций, семинаров и обмена информацией. Первый шаг в этом направлении был сделан в январе 1990 года, когда состоялся международный симпозиум на тему: «Россия и Палестина: религиозно-культурные связи в прошлом, настоящем и будущем». Идею проведения такого симпозиума поддержали Советский фонд мира, Советский фонд культуры, Московский патриархат и Государственный «Эрмитаж». Организованную помощь оказала Дипломатическая академия МИД СССР.

Живые связи сохраняет наше общество с Русской православной церковью. Многие члены Общества участвуют в грандиозных мероприятиях празднования 1000-летия крещения Руси, в международных конференциях по вопросам духовной культуры, защиты и сохранения исторических памятников и реликвий русского православия. Русская православная церковь представлена в обществе своими иерархами и клириками, учащимися Духовной академии Московского патриархата. Комитет почетных членов Общества возглавляет Его Святейшество Патриарх Кирилл.

Членам общества близки идеи гуманизма и любви к отечеству, и культуре и традициям русского народа. В этом отношении нашим настроениям импонирует высказывание дореволюционного русского философа В.Соловьева о том, что патриотизм - в его истинном и положительно смысле – это не ненависть к инородцам и иноверцам, а деятельная любовь к своему народу.

Деятельность РПО имела свои взлеты и падения. Его возрождение началось в начале 50-х годов нашего столетия. В это время в Израиль прибыли два представителя общества. Было возобновлено издание «Палестинского сборника». Однако трудный послереволюционный период не прошел бесследно. Часть библиотеки, содержавшей около 12 тыс. томов религиозной литературы, была списана в макулатуру и рекомендована для переработки. Как рассказывают очевидцы, книги были сброшены в подвал академической библиотеки в Ленинграде и ждали своей очереди для отправки на переработку. Однако случилось наводнение, и подвалы залило водой. Спасая находившееся там имущество, обнаружили и эти книги. Работавший в библиотеке покойный архимандрит Иннокентий, сотрудник издательского отдела Московского патриархата, сумел перевезти 8 тыс. уцелевших томов в Москву. Вторая часть библиотеки сейчас находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Одной из уставных обязанностей ИППО была организация паломничества наших соотечественников, которые стремились совершить паломничество к храму Гроба Господня в Иерусалиме и храму Рождества в Вифлееме, чтобы молитвами очистить свою душу от уже совершенных греховных поступков, что со временем стали частью менталитета и национального характера россиян.

По официальной статистике, в 1913 году Святую землю и Иерусалим посетили около 20 тысяч паломников из России. На самом деле наших паломников было значительно больше, поскольку некоторые из них добирались не прямым морским путем через порт Яффа, а через Сирию, Ливан, Турцию и Египет. В начале XX века в богатых палестинских семьях были няньки из числа русских женщин-паломниц, которые решили задержаться в Святой земле. Не случайно русский язык был вторым иностранным языком после турецкого, на котором общались между собой не только православные арабы, но и жители мусульманского, иудейского и армянского кварталов Восточного Иерусалима.

К 1914 году, году начала первой мировой войны, в Палестине сформировался комплекс сооружений – гостиниц, подворий, монастырей, школ и медицинских учреждений, которые получили название «Русской Палестины». К этому времени уже были построены на площади Москобия в Западном Иерусалиме Сергиевское, Елизаветинское и Николаевское подворья, здание Русской духовной миссии, Троицкий кафедральный собор и больница. Близ храма Гроба Господня возведено Александровское подворье. На Елеонской горе был создан комплекс Спасо-Вознесенского женского монастыря с высокой колокольней называемой «Русская свеча». Здесь же построена часовня на месте, где лежала усеченная голова Иоанна Крестителя. В главном храме монастыря находится могила архимандрита Антонина Капустина, который приобрел большую часть указанных выше участков. На территории монастыря расположено здание Духовной миссии Русской Православной Церкви за рубежом. Чуть ниже на склоне Елеонской горы стоит пятиглавая церковь равноапостольной Марии Магдалины, где покоятся мощи великой княгини Елизаветы и монахини Варвары.

В окрестностях Иерусалима есть другой монастырский комплекс – Горний Свято-Казанский женский монастырь у источника в местечке Айн-Керем, где праведная Елизавета сообщила Богоматери о будущем рождении младенца Иисуса. На обширной территории находится несколько храмов, сельскохозяйственные угодья и кладбища, где нашли свой вечный покой монахини и паломники в Святой земле. На территории монастыря, основанного в 1871 году архимандритом Антонином, хранится в храме икона Казанской Божьей Матери. Перед храмом сохранились столб от дома праведных Захарии и Елизаветы и камень, на котором произносил проповедь их сын Иоанн Креститель.

Среди подвижников «Русской Палестины» можно назвать Марию Александровну Черкасову, которая 25 лет проработала в Бейруте в качестве инспектора школ ИППО. В Бейруте есть улица Мама, названная в честь Марии Александровны, а в школе, где она работала, сегодня находится посольство Российской Федерации.

Кроме перечисленных выше официально зарегистрированных объектов собственности ИППО, Русской Православной Церкви и правительства Российской империи, на территории Палестины были отдельные участки и дома, принадлежащие частным лицам. Некоторые паломники, особенно в пожилом возрасте, приезжали в Святую землю поклониться ее святыням, умереть и быть здесь похороненными.

Советский Союз и Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, прилагали усилия по выяснению ситуации с российским имуществом в Палестине и его возвращению законным владельцем. Но были и другие решения имущественных вопросов. Так, 7 октября 1964 года по указанию главы правительства СССР Никиты Хрущева 22 объекта, построенных ИППО и конфискованных в 1917 году были проданы израильскому правительству. В их числе - Елизаветинское подворье и больница на площади Москобия в Западном Иерусалиме. Эта позорная сделка получила название «апельсиновой», так как в обмен на это имущество Израиль обязался поставить в Советский Союз апельсины. Эти апельсины действительно были отгружены, но по дороге в советские порты сгнили и были выброшены в море. К счастью, в Москве сообразили не продавать Сергиевское подворье в Западном Иерусалиме, первый этаж которого пустовал с момента отъезда в 1956 году представителей ИППО, а часть здания занимал Институт экологии Министерства сельского хозяйства Израиля.

В октябре 1996 года израильское правительство подтвердило право собственности правительства Российской Федерации на три объекта недвижимости в Западном Иерусалиме, в том числе на комплекс зданий Русской духовной миссии, большую часть которого на правах аренды занимает Мировой суд Израиля, и Сергиевское подворье площадью 3 тыс. кв. метров. Участок у Дамасских ворот старого города на пересечении улиц короля Джоджа и улицы Жаботинского, был расчленен дорожными развязками и заградительными блоками, что фактически не давало возможности его использования.

Распад Советского Союза, перестройка политической системы и в России отразились на деятельности общественных организаций, связанных традиционно с арабскими странами и Палестиной, в частности. 25 мая 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление, в котором – цитирую по тексту «Российской газеты» от 26 мая 1992 года – «поддержал просьбу Совета российского Палестинского общества при АН СССР о его переходе под юрисдикцию Российской Федерации как международной общественной организации, способствующей развитию научных, духовных, дипломатических и культурно-просветительских связей с народами Ближнего востока и Средиземноморья, восстановив его историческое название – Императорское Православное Палестинское Общество» .

Этому историческому событию, естественно, предшествовала большая и кропотливая работа с российскими парламентариями и поддержка Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В январе 1990 года был проведен международный научный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем». Симпозиум проходил в Москве, в Издательском отделе Русской Православной Церкви, в Троице-Сергиевой лавре и в Ленинграде. Свое приветствие направил патриарх Алексий II, в котором он с благодарностью упоминал патриарх Иерусалимского Феофана, жившего в начале XVII в. и восстановившего влияние Русской Православной Церкви в западнорусских землях, отмечал, что торжественное открытие подворья Иерусалимского патриархата в Москве состоялось в 1817 году при большом стечении народа. До принятия решения о восстановлении исторического названия ИППО члены Совета пошли на установление рабочих контактов с руководством Верховного Совета России, неоднократно выезжали с российскими парламентариями в арабские страны, в том числе в Палестину. В 1989 году я был избран Председателем Совета Российского Палестинского общества при АН СССР, а с мая 1992 года – Председателем Совета ИППО. В своих контактах с представителями Израиля и Организацией Освобождения Палестины, мне приходилось постоянно поднимать вопросы организации паломничества и культурных связей, возвращения принадлежащего ИППО имущества в Палестине.

В 2001 году Председателем совета ИППО после моего ухода с этого поста был избран Алексей Чистяков, Чрезвычайный и Полномочный Посол, представитель России при Палестинской национальной администрации. В 2003 году в связи с отъездом Чистякова на работу за границу Председателем совета был избран член-корреспондент АН России, известный специалист по истории России и Русской Православной Церкви Ярослав Щапов.

Этот пост он занимал три года, а в июне 2007 года Председателем Совета ИППО был избран Сергей Степашин, профессор, доктор юридических наук и, руководитель Счетной палаты Российской Федерации, обладающий, разумеется, определенными административными ресурсами, которых всем нам трем предыдущим руководителям ИППО явно не хватало.

Сергей Степашин, его заместители и Совет ИППО в результате активной работы в России и за рубежом добились значительных успехов. Одним из важнейших итогов этой работы и поистине прорывных моментов в деятельности ИППО, следует считать урегулирование исключительно сложных вопросов о возвращении некогда утраченной исторической собственности России. После длительных переговоров правительство Израиля в конец 2008 года подписало документы о передаче России исторического здания Сергиевского подворья в Западном Иерусалиме, построенного ИППО.

Вопросы обустройства и дальнейшего использования Сергиевского подворья неоднократно рассматривались в Администрации Президента РФ. Правительство России выделило средства на реставрацию этого исторического объекта Иерусалима.

Возвращение Сергиевского подворья дало возможность использовать помещения этого подворья для проведения различных мероприятий и церемоний.

В день рождения великого князя Сергея Александровича 12 мая 2009 года впервые на угловой башне Сергиевского подворья был поднят флаг ИППО. Эта традиция существовала до 1914 г., то есть до трагического начала Первой мировой войны. Спустя 95 лет традиция подъема флага ИППО была возобновлена и, по видимому, будет продолжаться, поскольку расценивается в Москве как символ возвращения России в Святую землю. В январе 2010 года в Паломническом центре Московского патриархата состоялась научная конференция «Русский флаг над Иерусалимом». В приветствии Сергея Степашина говорилось, что Сергиевское подворье «призвано служить укреплению православного присутствия на Ближнем Востоке, обеспечивать многовекторные интересы России в сфере гуманитарных, культурных и межконфессиональных контактов».

5 мая 2010 года в Сергиевском подворье в Иерусалиме состоялся международный научный семинар на тему «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи», организованный Нижегородским и Иерусалимским отделениями ИППО при поддержке Российского культурного центра в Тель-Авиве и Русской духовной миссии в Иерусалиме. Этот семинар показал, что научные мероприятия в Иерусалиме на базе Сергиевского подворья собирают ученых из различных уголков России и активным образом содействуют сохранению христианских добродетелей, столь важных для молодежи всех стран в условиях глобализации.

В древнейшем палестинском городе Иерихон, который в октябре 2010 года отмечал свое 10-тысячелетие, создан на средства России и на участке, ей принадлежащем, музейно-парковый комплекс. В процессе строительства были проведены археологические раскопки и обнаружены керамическая посуда, каменные зернотерки, бронзовые лампы, мельничные жернова и каменные прессы для отжима оливкового масла и более 200 монет от II в. до султанов Турции и королей Иордании прошлого столетия. На этом участке находится священное дерево смоковница, почитаемое как место встречи мытаря Закхея с Иисусом Христом. Из Москвы были направлены известные российские ученые и специалисты, которые провели агросанацию и лечение святого дерева, живого свидетеля земной жизни Иисусу Христа3.

В мае 2008 года глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас вручил пакет документов о передаче в собственность ИППО земельного участка, находящегося в исторической части Вифлеема. 11 июня 2011 года Сергей Степашин принял участие в церемонии закладки первого камня Культурно-делового центра ИППО, который будет построен в этом городе в течение года на средства российской столицы.

Вопреки решениям ГА и СБ ООН Израиль продолжат «осваивать» Восточный Иерусалим. 29 июля 1980 года кнессет (парламент) Израиля принял «Основной закон об Иерусалиме», в котором было подтверждено положение о том, что Иерусалим, целый и единый, является столицей Израиля. В Иерусалиме сегодня находятся резиденция президента Израиля, кнессет, правительство и Верховный суд.

В Москве с большим вниманием отслеживают любые предложения, направленные на нормализацию обстановки в Палестине и судьбы Иерусалима.

В мае 2011 года была достигнута договоренность о межпалестинском примирении, то есть о восстановлении отношений между ФАТХ в лице руководства Палестинской национально администрации и движению ХАМАС. Представители этих и других палестинских организаций, таких как Народный фронт освобождения Палестины, Демократический фронт освобождения Палестины и Палестинская народная партия, в конце мая 2011 года прибыли в Москву для обсуждения вопроса, о возможном признании Государства Палестина, о чем планируется объявить в конце 2011 года на сессии ГА ООН.

18 января 2011 года президент Дмитрий Медведев в рамках своего ближневосточного турне посетил палестинские территории. Этот визит был назван историческим не только по своему политическому значению, но еще и потому, что президент России прибыл из Иордании в Иерихон, где его встречал председатель ПНА Махмуд Аббас. «Мы поддерживали и будем поддерживать неотъемлемое право палестинского народа на создание собственного государства – независимого, территориально единого, жизнеспособного со столицей в Восточном Иерусалиме», - заявил Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что для возобновления ближневосточного мирного процесса Израиль должен прекратить поселенческую активность на западном берегу р.Иордан и в восточной части Иерусалима4.

Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, комментируя визит Дмитрия Медведева в Палестину, заявил, что этот визит «посвящен в первую очередь поиску путей решения задачи оживления регионального мирного процесса», причем «обе стороны должны воздержаться от односторонних шагов, предвосхищающих итоги урегулирования, соблюдать международные обязательства, проявить политическую волю и готовность к принятию мер доверия, устойчивому диалогу, который способствовал бы эффективному решению всего комплекса вопросов окончательного статуса». Он осудил снос палестинского отеля «Шепард» для строительства очередного поселенческого блока, что лишь дополнительно нагнетает обстановку5.

Последние четкие определения позиции России сделал министр иностранных дел Сергей Лавров. Выступая по радио «Эхо Москвы» 5 июня 2011 года, министр заявил, что решение вопроса о статусе Иерусалима может быть только с учетом религиозной составляющей. «Когда кто-либо, будь то Израиль или Палестина, говорит: “Иерусалим будет моим”, это никогда не будет работать, - сказал Лавров, - работать будет только отражение в межгосударственном формате того, что уже существует в межконфессиональной форме. Это должно быть частью общего урегулирования, когда Палестина и Израиль договорятся о границах с обязательными разменами.

… Никто не ожидает, что Израиль разрушит и уведет за собой крупные поселения, но палестинцы должны получить взамен что-то близкое к тому, что заберет себе Израиль»6. Далее российский министр заявил:

«В этом контексте не обойтись без решения по Иерусалиму. Его не будет без территориального размежевания и без решения проблемы беженцев. Мы это видим так: западный Иерусалим – израильский, восточный Иерусалим – палестинский, а святые места, наверное, могут быть только под международным управлением, будь то ООН или ЮНЕСКО»7. Четкая позиция России по Иерусалиму с пониманием восприятия в палестинском руководстве и весьма настороженно в Государстве Израиль.

Этот рассказ о культурно-историческом феномене «Русская Палестина» я хотел бы закончить словами из Евангелия от пророка Исайи (62:1), начертанными на эмблеме и золотистом флаге Императорского Православного Палестинского Общества:

«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник». Это тем более уместно, что Россия считает, по словам Сергея Лаврова, что в основу межгосударственного формата решения проблемы Иерусалима следует положить то, что уже существует в межконфессиональной форме.


1. Цит. по В.Н. Хитрово «Православие в Святой Земле», т.1, 2011 г., стр.13  
2. Пересыпкин О.Г. Из дальних странствий возвратясь… М., 2010. С. 38.  
3. ИППО. Хроника основных событий. Июнь 2008 – июнь 2010 г.  
4. www.inopressa.ru; www.inosmi.ru.19 января 2011 г.  
5. www.inosmi.ru. 19 января 2011 г.  
6. www.inosmi.ru. 6 июня 2011 г.  
7. Интернет-журнал «Новая Политика» (www.novopal.ru). 5 июня 2011 г.


Почетный член ИППО проф. Пересыпкин О.Г.

 

     

Copyright © 2006-2019. Вымпел. 
Все права защищены.

Создание сайта Студия ОЛЛ